Работа с довербальной травмой в EMDR. (АУД.205)
Чем в более раннем возрасте произошла психологическая травма, тем больше она влияет на формирование личности.
Ранняя травма может давать и пограничную, и психотическую симптоматику. Такие клиенты обращаются с зависимостью и беспомощностью или напротив выраженной автономностью и функциональностью, пугают терапевта суицидальными мыслями, имеют трудности с самоидентификацией и дифференциацией себя и внешнего мира.
Работа с ранней травмой - длительный процесс, поскольку мы помогаем взрослому человеку дорастить, сформировать психические функции, которые были не развиты.
Важной опорой и для терапевта, и для клиента становится понимание того как происходит нормальное развитие ребенка, как взрослый своим примером и отражением учит ребёнка саморегуляции, распознаванию своих чувств и потребностей, выстраиванию границ.
Похожим образом выстраивается и терапевтический процесс с клиентом, где терапевт помогает распознавать и называть чувства и потребности, тем самым расширяя доступ к материалу и способствуя переработке.
Как распознать раннюю травму? Как работать когда нет никаких воспоминаний? Какие психические функции мы помогаем взращивать?