Интеграция техник схема-терапии в работу EMDR специалиста с клиентами с выученной беспомощностью.
Каждый специалист сталкивался с клиентами, терапия с которыми идет очень медленно, тяжело или вовсе стоит на месте.
В таких случаях важно выявлять паттерны, препятствующие эффективной переработке.
В своём докладе я предлагаю рассмотреть выученную беспомощность как один из паттернов, мешающих изменениям клиента в процессе терапии.
В терапевтическом контакте клиент с паттерном выученной беспомощности может предъявлять жалобы и страдание, запрашивать поддержку и помощь, декларировать готовность к сотрудничеству. Однако на практике это поведение может оказаться копинг-стратегией, которая отдаляет клиента и терапевта от столкновения с подлинной уязвимостью и решения терапевтических задач.
Некоторые признаки наличия паттерна выученной беспомощности:
Процесс переработки идет тяжело:
не получается начать переработку или следовать плану;
клиент отказывается от переработки;
нет контакта с чувствами;
проскальзывают установки из серии «все равно не поможет» и др.
В жизни клиента длительное время не происходит значимых изменений или они минимальны и обесцениваются самим клиентом.
Рядом с таким клиентом вы испытываете чувство собственной беспомощности и некомпетентности, или вины и ответственности за спасение клиента от страданий, а также поиск новых решений и стратегий для облегчения его трудностей.
Там, где клиент предъявляет страдание, вы реагируете скорее раздражением, чем сочувствием.
В рамках доклада будут рассмотрены следующие вопросы:
Какие маркеры свидетельствуют о наличии паттерна выученной беспомощности?
Какие мишени для переработки можно выбрать в работе с этим паттерном?
Как инструменты схема-терапии (работа с режимами/частями, рескриптинг) могут помочь EMDR-терапевту в работе с данной темой?
Бо́льшая осознанность в отношении паттерна выученной беспомощности (его истоков, функций и потребностей, стоящих за ним) могут значительно повысить эффективность терапии, а также снизить уровень напряжения терапевтов, сталкивающихся с ним в работе.